Органные концерты духовной и классической музыки в храме св. Станислава в Санкт-Петербурге

Симфонический орган Сavaille-Col, 1885 г., в аббатстве св. Стефана в Канне (Франция)

Диспозиция французского органа: 55 регистров
GRAND ORGUE
Montre 16'
Bourdon 16'
Montre 8'
Gambe 8'
Bourdon 8'
Flûte harmon 8'
Flûte harmon 8"
Prestant 4'
Flûte octav.4'
Bombarde 16"
Trompette 8'
Clairon 41
Doublette 2'
Quinte 2 2/3
Cornet V
Plein-Jeu VII
POSITIF
Cornet V
Bourdon 16"
Montre 8'
Saliconal 8'
Cornet V
SaliconalS'
Cor de nuit 8"
Cornet V
Prestant 4'
Flûte douce 4"
Cornet V
Basson 16'
Cromorne 8'
Cornet V
Trompette 8"
Cornet V
Nasard 2 2/3
Cornet V
Tierce 1 3/5
Carillon III
RECIT
Quintaton 16'
Diapason 8"
Viole de gambe 8'
Voix céleste 8"
Flûte traver. 8"
Flûte octav. 4"
Basson-hautbois 8'
Clarinette 8"
Voix humaine 8"
Bombarde 16x
Trompette 8"
Carillon III
Clairon 4'
Cornet II-V
Octavin 2'
Nasard 2 2/3
Plein-Jeu
PEDALE
Bourdon 32"
Soubasse 16*
Contrebasse 16'
Grosse Flûte 8~
Violoncelle 8'
Bourdon doux 8'
Flûte 8*
Bombarde 16'
Trompette 8"
Clairon 4'
Contrebombarde 32'
TIRASSES
G.O.
Positif
Récit
ACOOUPLEMENTS
Positif - G.O.
Récit - G.O.
Récit - Positif
Octaves graves G.O.
Octaves graves Récit
G.O. unison off
Trémolo (Récit)
Orage
Swell box
APPELS
Pédale
G.O.
Positif
Récit

История Симфонического органа Саvaille-Col, 1885 г. в аббатстве св. Стефана в Канне (Франция)

С момента своего основания Вильгельмом Завоевателем в 1066 г. Аббатство «Abbaye aux Hommes» было центром образовательной деятельности для всего региона и местом музыкального литургического творчества. Вполне вероятно, что с самого начала обряды сопровождались с помощью органа.

Летописи впервые упоминают орган в 14 веке, однако этот инструмент былу ничтожен гугенотами в 1562 г. Строители нового инструмента были братья Лефевр из Руана. Этот орган имел более 4 тыс. труб, 60 регистров, 5 мануалов и необычную по тем временам педаль, состоящую из 30 клавишей на 13 регистров, включая double trompette и Clarion. Инструмент смог пережить французскую революцию. Так же, как и орган в Соборе Св. Максимина, этот инструмент служил для игры Марсельезы. Этот факт спас инструменты от вандализма. Тем не менее, к середине XIX в. орган Аббатства св. Стефана полностью пришел в негодность из-за плохого обслуживания его механических частей и его огромных размеров. Ситуацию не смогла исправить даже комплексная реконструкция 1859-1863 гг. Это привело к решению полностью обновить инструмент, сохранив старый проспект органа мастера Гуи, работа которого оценивалась до перехода на евро в сумму не менее 60 тыс. франков.

Переговоры с фирмой Аристида Кавайе-Колля (Cavaille-Coll) начались в 1882 г. Со стороны фирмы поступило три предложения: восстановление и ремонт труб, включая механику органа (8 850 франков), или восстановление механики и частичный перевод органа на пневматическую трактуру (15 600 франков) или, наконец, строительство совершенно нового органа на основе современных на тот период дизайнерских решений (60 тыс. франков).

Договор на строительств совершенно нового инструмента между аббатством и фирмой «Cavaille- Coll» на сумму 70 000 франков было подписано 6 апреля 1882 г. Аббат Бреар (Breard) пожертвовал от себя 30 тыс. франков, остальная сумма была покрыта за счет средств прихода. Новая диспозиция органа была создана на основе сотрудничества фирмы «Cavaille-Coll» с титулярными органистами Жюлем Мари и Александром Гильманом. Торжественная церемония открытия органа состоялась 3 марта 1885 г. в присутствии самого основателя фирмы Аристида Кавайе-Колля.

Несмотря на единодушное признание достоинств нового инструмента Аббатства в Кане, в прессе время от времени появлялись комментарии о том, что новое звучание органа слабое и нехарактерное. В ответ на критику Аристид Кавайе-Колль лично разослал запросы к известным экспертам по органостроению с целью выяснения подлинного положения вещей. Экспертами было выяснено, что наличие большого скопления людей в Соборе Аббатства может кардинально менять акустику и звучание инструмента. Причиной критики со стороны публики, как выяснилось, послужила замена старых резко звучащих труб, придающих монументальность органу за счет постоянной смены регистров, на более мягкие регистры романтической и симфонической окраски. Попросту на тот период прихожане собора и слушатели не были готовы к новой концепции звучания инструмента. Споры вокруг звучания нового органа со временем были забыты. Инструмент в хорошем состоянии удалось сохранить вплоть до 1944 года благодаря с тараниям Йозефа Кенига и его сына Поля-Мари. Хотя окрестности Кана были сильно повреждены во время Второй мировой войны, сам монастырь Сан-Этьен не пострадал.

До последнего времени орган не раз перестраивался и модернизировался по просьбе маститых органистов и композиторов. Последняя значительная реконструкция была проведена в 2001 году, благодаря чему органу возвращена первоначальная форма 1885 года.

С 1975 года этот орган входит в список национального культурного наследия Франции.

Симфонический орган Сavaille-Col