Органные концерты духовной и классической музыки в храме св. Станислава в Санкт-Петербурге

Барочный орган мастера Арп Шнитгера в церкви cв. Михаила в городе Зволле (Нидерланды)

Построен семейством Шнитгер (великий Арп и два его сына) в 1721 году.

Диспозиция органа: 3 мануала, педаль, 64 регистра
RUGWERK
Praestant 8'
Quintadena 8'
Roerfluit 8'
Octaav 4'
Fluit 4'
Ouintfluit 3'
Superoctaav 2'
Sexquialtera II
Scherp IV
Cimbel III
Fagot 16'
Schalmey 8'
HOOFDWERK
Praestant 16'
Quintadena 16'
Octaav 8'
Roerfluit 8'
Octaav 4'
Speelfluit 4'
Nasaat 3'
Superoctaav 2'
Ruyschpiip II
Mixtuur VI
Cimbel III
Trompet 16'
Trompet 8'
Vox humana 8'
BOVE N POSITIE F
Praestant 8'
Holpvp 8'
Viola 8'
Quinta 6'
Octaav 4'
Holpyp 4'
Quinta 3'
Superoctaav 2'
Woudfluit 2'
Sifflet 1 1/2'
Tertiaan II
Scherp V
Viola di Gamba 8'
Trompet 4'
BORSTWERK
Fluitaedekt 8'
Praestant 4'
Roerfluit 4'
Spitsfluit 3'
Superoctaav 2'
Gemshoorn 2'
Quintanus 1 1/2'
Nachthoorn 1'
Sexquialtera II
Mixtuur III-IV
Dulciaan 8'
Reqaal 8'
PEDAAL
Praestant 16'
Subbas 16'
Octaav 8'
Holpyp 8'
Superoctaav 4'
Vlakfluit 2'
Mixtuur VIII *
Faaot 32'
Basuin 16'
Trompet 8'
Trompet 4'
Cornet 2'
COUPLERS
I - II
IV - II
III - II
II - Ped
Tremulant HW+BP+BW

История Барочного органа мастера Арп Шнитгера в церкви cв. Михаила в городе Зволле (Нидерланды)

Орган построен в 1721 г. и принадлежит к семейству инструментов, созданных Шнитгером и его школой органостроения. Идею построения этого замечательного во всех отношениях барочного инструмента в городе Soule (Зволле) подал один из самых известных гамбургских композиторов и органистов начала XVIII века Винцент Любек, высоко ценивший инструменты данного мастера.

На тот период первоначальная договорная стоимость инструмента должна была составить 11 тыс. гульденов. Шнитгер однако не успел закончить строительство органа, т.к. умер через несколько месяцев, после подписания договора. Тем неимение орган фактически воплотил в себе все основные идеи своего создателя и стал одним из непревзойденных памятников архитектурного и органного зодчества. Завершение работы взяли на себя сыновья Арп Шнитгера. Во время оценки результатов завершения строительства органисты к своему удивлению констатировали, что вместо заявленных по договору 46 регистров, семейство Шнитгеров установило 64 регистра.

Опеку над этим инструментом в последствии взял на себя Франц Каспар Шнитгер, которого сменил популярный по сей день в Голландии Альберт Антоний Хинш (Anthoni Hinsz), унаследовавший все предприятие семьи Шнитгеров благодаря женитьбе на вдове Арп Шнитгера. Не смотря на это орган в последствии все же подвергся значительным реставрациям с целью приспособить его к звучанию и вкусам соответствующей эпохи. Изменения коснулись в том числе самого строя инструмента.

После настоятельных общественных дебатов, связанных с судьбой этого инструмента, первоначальное звучание было восстановлено трудами Дирка Флентропа, который сегодня упоминается вторым после Арп Шнитгера автором создания этого органа. Основные реставрационные работы были завершены в 1955 году.

Благодаря Флентриу инструменту возвращена первоначальная интонация (А=502 Гц). Однако по сей день работа по улучшению звучания этого инструмента продолжается. При этом каждая из исторических эпох по своему старается понять и оценить «идеальное звучание» шнитгеровского органа. Органисты и музыковеды с большим интересом изучают особенности этого инструмента, в котором оказались как бы законсервированы интонации и тембры давно ушедших времен.

Барочный орган мастера Арп Шнитгера