Органные концерты духовной и классической музыки в храме св. Станислава в Санкт-Петербурге

Открытие органных сезонов

12 сентября 2012 г. в храме Св. Станислава в четвёртый раз, начиная с 2007 года, было отмечено торжество Санкт-Петербургской иконы Трижды Предивной Божьей Матери. Праздник начался пением Акафиста Пресвятой Богородице. В богослужении принял участие молодёжный санкт-петербургский хор «Лауда». Одним из центральных событий праздника стало открытие нового церковного инструмента — органной консоли, специально сконструированной для храма Св. Станислава.

Инструмент был изготовлен петербургской фирмой Sacrosonus, специализирующейся на создании консолей, способных моделировать звучание наиболее известных исторических органов мирового уровня. Поэтому настоятель прихода о. Кшиштоф Пожарский вместе с прихожанами и попечителями приняли решение не устанавливать обычный электронный орган, а собранные пожертвования вложить в настоящий органный проект. В течение нынешнего лета основные узлы инструмента были изготовлены петербургскими мастерами, и на хорах храма был осуществлен монтаж инструмента. Фактически, благодаря технологиям, примененным в консоли Sacrosonus, мы уже не услышим ставшего, к сожалению, нормой обычного электронного звучания синтезатора.

Мы хотели бы подробней остановиться на событиях, предшествовавших появлению нового инструмента в храме cв. Станислава. Отец Кшиштоф Пожарский – человек, постоянно интересующийся инновациями, которые могли бы быть с успехом применены в Церкви. Так и в основе идеи органного проекта лежало желание малыми средствами обеспечить в церковном пространстве звучание органов мирового уровня на основе максимально точного воссоздания их прототипов. Благодаря органу, ставшему частью церковной культуры Запада, приход намерен через музыкальные программы привлекать современную молодежь к подлинным истокам Красоты. Органная консоль была сконструирована таким образом, чтобы полностью, на основе цифровых и семплерных технологий, осуществить имитацию духового органа мирового уровня, вплоть до мельчайших его особенностей: можно включать и выключать каждый регистр в отдельности.

При этом внимательный наблюдатель даже услышит звук срабатывания механизма регистровой трактуры или шум органных винлад. Все это создаёт небывалую реалистичность. Орган имеет три клавиатуры и педаль: Hauptwerk, Oberwerk и Rückpositif. В инструменте имеется большое количество вспомогательных устройств для создания свободных регистровых комбинаций. Звучание инструмента неотличимо от звучания настоящего органа. Но самое главное достоинство органа в храме Св. Станислава — уникальный набор звуковых комбинаций, которые были смоделированы на основе звучания органов мирового уровня. Фактически описываемый орган может звучать после короткой настройки в манере разных эпох и стилей — от эпохи Возрождения до наших дней.

В новом церковном органе смоделировано шесть разных «органов» Европы:

  1. Cовременный необарочный инструмент (45 регистров);
  2. Английский орган Бринди и Фостера в церкви св. Анны в Бирмингеме (Англия) (30 регистров);
  3. Cимфонический французский орган знаменитого органного мастера Cavaille-Coll (55 регистров);
  4. Баховский орган мастера Фридриха Зильберманна (32 регистра).;
  5. Для органистов будет не безынтересно познакомиться также с барочным инструментом легендарного мастера Шнитгера (1721 г.): прототип этого инструмента находится в городе Soule (Нидерланды) и имеет 64 регистра;
  6. Наконец, орган может воспроизводить звучание ренессансного прототипа постройки 1587 года: оригинал инструмента, к счастью, не пострадал в исторических катаклизмах и находится в Чехии.

Органный вечер, который состоялся сразу же после праздничной Мессы, дал возможность прихожанам и гостям храма Св. Станислава познакомиться с баховским инструментом мастера Зильберманна. Фактически это была первая презентация консоли, ее изготовителей и молодых музыкантов, которые с большим энтузиазмом осваивали новый для себя инструмент. По словам экспертов и музыкантов, имеющих опыт общения с другими органами нашего города, инструмент в храме Св. Станислава выгодно отличается своей мощью, уникальным звучанием, редкой акустикой и чистотой интонации. По словам органистов, принявших участие в праздничном концерте, они оказались за инструментом, знакомство с которым у них могло бы состояться только при общении с настоящим зильбермановским подлинником.

А ведь инструменты Зильберманна уникальны. Немногочисленные уцелевшие после бомбежек Второй мировой войны экземпляры сегодня являются местом паломничества органистов всего мира. Сам мастер был современником Баха и его близким другом. Многие замечания или пожелания Баха были учтены в звучании этих инструментов. Именно на этих органах Бах создавал свои музыкальные шедевры.

Программа органного вечера была составлена с учетом возможностей данного уникального инструмента. За органной консолью в этот вечер побывало семь студентов и аспирантов высших музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга (Консерватории и Санкт-Петербургского Государственного Университета). В концерте прозвучали произведения И.С. Баха, Свелинка, Муффата, Вивальди, Фрескобальди.

В концерте были исполнены следующие произведения:

  • И.С. Бах – Прелюдия и фуга до минор (BWV 549) – Антон Алексеев, один из создателей консоли;
  • И.С. Бах – фантазия и фуга до минор; И.С. Бах – хоральная прелюдия Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 648) – Мария Лебедева;
  • И.С. Бах – хоральная прелюдия Meine Seele erhebet den Herrn (BWV 648), Мендельсон – прелюдия и фуга ре минор – Анна Иванова;
  • Свелинк – Mein junges Leben hat ein End И.С. Бах – Adagio, И.С. Бах - Трио на Herr Jesu Christ, dich zu uns wend (BWV 655) – Алина Никитина;
  • Муффат – токката №11 И.С. Бах – хоральное трио Allein Gott in der Hoh sei Ehr (BWV 663) – Анна Хоменя;
  • Бах-Вивальди – концерт до мажор (1 и 2 частИ) – Анна Валицкая;
  • И.С. Бах – прелюдия и фуга ля минор; И.С. Бах –Хоральная прелюдия Nun komm Der Heiden Heiland – Любовь Носова;
  • Фрескобальди - Токката соль минор Муфат – Токката до мажор – Екатерина Поризко.

Таким образом, храм Св. Станислава, расположенный в центре культурной столицы России, стал еще одним местом, где отныне будут проходить Органные вечера. Появление нового органа вызвало большой интерес у молодых музыкантов. Это дает надежду на привлечение молодежи к литургической музыке, в том числе и для высококачественного сопровождения богослужений. В приходе появилась возможность подготовки новых церковных органистов из числа студентов и выпускников высших музыкальных учебных заведений. К Празднику Рождества Христова приход планирует построить органный фасад, отвечающий неоклассическому стилю внутренних интерьеров храма.

В Петербурге прошел весьма необычный вечер органной музыки

В среду, 12 сентября 2012 г., гости и жители Петербурга были приглашены на тематический вечер органной музыки в храм Святого Станислава. (...).

Все манипуляции, связанные с управлением органа, происходят в реальном времени при помощи двух сенсорных мониторов, а так же пистонов, расположенных под мануалами. Исполнителю доступны десятки комбинаций регистров, все ограничивается лишь фантазией музыканта. Кстати, шпильтиш консоли выглядит ничуть не хуже настоящих инструментов, есть все необходимое в числе ножного мануала, швеллера и трех ручных мануалов. На данный момент фасада у органа нет, проект на стадии разработки и в планах возвести его в следующем году. Пока логично задать такой вопрос: как же тогда, если нет труб, орган «дышит», то бишь, поет? Да очень просто — по помещению сделана многоканальная разводка звука, он, в свою очередь, подается на акустическую систему и мы слышим могущественный голос инструмента. Все продумано до мелочей — органисту, сидящему за консолью, слышен каждый нюанс, включая стук клавиш и педали настоящего инструмента.

В программе прозвучали сочинения Баха, Свелинка, Мендельсона, Вивальди и Фрескобальди. Их исполнили студенты и выпускники высших музыкальных учебных заведений. В целом, музыканты были приятно удивлены возможностями современной аппаратуры и программного обеспечения, у всех остались приятные воспоминания об этом вечере.

Евгений Авраменко